Мнемотехника в логоритмике
Единство музыки, движения и речи
Варавина Л.А., Музыкальный руководитель МДОУ ,
г. Железногорск, Курская область
По данным Госкомстата в 2014 году численность детей, посещающих группы компенсирующей направленности с нарушением речи составляла 72.2% детей [5], тогда как в 2016 году эта цифра выросла до 81% [6]. Рост числа детей с нарушением речи сделал актуальным использование мнемотехники в логоритмике в работе с дошкольниками.
Что такое мнемотехника? По материалам Википедии [4]:
Мнемотехника это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Значение слова МНЕМОНИКА в Педагогическом энциклопедическом словаре [2]:
система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приёмов М. — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделённом по особому принципу. Примером мнемонического приёма может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют названиям цветов («Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»).
Значение слова МНЕМОНИКА в Словаре русского языка Ожегова [1]:
совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения.
Из приемов мнемотехники музыкальные руководители, как и другие специалисты детского сада чаще всего используют мнемотаблицы, которые с помощью визуального ряда изображений позволяют детям быстро запоминать большой объем речевой информации – стихи, тексты песен, сказки и т.д. Мнемотаблицы – это текст песни или содержание сказки или стихотворения, представленный в виде серии картинок, которые последовательно напоминают – подсказывают содержание этой сказки или песни. В этом приеме мнемотехники работают визуальные и аудиальные представления. Чтобы использовать мнемотаблицы на занятиях необходимо их найти и распечатать, либо создать их самостоятельно. И то и другое требует определенных временных, материальных и ресурсных затрат. При этом следует иметь в виду, что не все тексты песен можно изобразить визуальным рядом картинок.
В основе логоритмики лежит другой прием мнемотехники – это показ по тексту песни образных имитационных движений руками (чаще всего), хотя там, где персонажи шагают, кружатся или прыгают — это уже движения ногами. При этом опорными сигналами для ребенка являются не готовые печатные картинки, а движения и жесты, выполняемые сначала педагогом, а потом и самим ребенком.
Этот прием мнемотехники сочетает в себе визуальное, аудиальное и кинестетическое представление, что улучшает восприятие ребенком новой информации и ускоряет речевое развитие, развитие памяти и мелкой моторики. Все это происходит одновременно и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Использование мнемотехники позволяет объяснять детям содержание песен буквально на пальцах, без применения дополнительных дидактических материалов или других ресурсов.
К использованию мнемотехники на занятиях нас приводит понимание того, что чем быстрее дети поймут содержание песни, тем быстрее запомнят текст и перейдут к его речевому воспроизведению. То есть чем быстрее в голове у них возникнет визуальный образ песни, тем быстрее он перейдет в аудиальное – речевое исполнение.
Чтобы использовать приемы мнемотехники на музыкальных занятиях необходимо выбирать песни, которые можно петь и при этом показывать всё, о чем в них поется руками – жестами, мимикой и так далее.
Сначала педагог поет и показывает песню сам. Здесь работает визуальное и аудиальное представление, как и в случае с мнемотаблицами. Затем педагог просит детей повторять за ним все движения, и только после этого предлагает им петь вместе с ним.
В этот момент к первым двум представлениям (аудиальному и визуальному) подключается еще и кинестетическое. А именно движения и ощущения, которые испытывает ребенок, выполняя имитирующие движения по тексту песни. В мозгу происходит образование ассоциативных связей. В итоге дети начинают быстро понимать и запоминать тексты песен.
Дошкольники всегда быстро, легко и главное с удовольствием откликаются на предложение повторять движения за педагогом. Так, за счет переключения внимания ребенка на свои собственные кинестетические ощущения происходит снятие психологических барьеров, затрудняющих развитие речи детей, особенно детей с ОНР.
Так мы приходим к мнемотехнике в логоритмике.
Как это работает. Предварительная работа:
- Находим песни, текст которых можно легко визуализировать с помощью жестов, мимики и движений. Это не обязательно что-то специально логопедическое, а обычные на первый взгляд песни, которые легко обрастают движениями, передающими их содержание, а не просто песни, под которые можно выполнять пружинки, хлопки или другие танцевальные движения под музыку. Здесь необходимы песни, к которым легко подобрать именно имитационные, образные движения по их содержанию.
- Продумываем движения по тексту песни. Именно продумываем, а не придумываем! Потому что у нас уже есть текст песни, который все движения нам подскажет сам.
На этом предварительная работа закончена.
Использование:
- Поем и одновременно показываем песню детям.
- На втором исполнении просим детей повторить движения под музыку вместе с педагогом. Как правило, почти все дошкольники начинают повторять их уже при первом прослушивании, дети с удовольствием вовлекаются в этот процесс.
- Когда дети начинают свободно исполнять движения по тексту песни, предлагаем им петь вместе с педагогом. К этому времени у них уже сформировались связи между всеми тремя аудиальным, визуальным и кинестетическим представлением, и они, уже запомнив текст, свободно начинают подпевать, выполняя при этом имитационные движения по тексту песни. Возникают комфортные условия для снятия психологических зажимов, препятствующих нормальному развитию речи ребенка.
Так через мнемотехнику происходит слияние речи, музыки и движения, рождается логоритмика.
В результате получаются логоритмическая песня, танец или хоровод, которые можно использовать на празднике или развлечении.
Особенно хорошо использовать их с участием родителей, что соответствует требованиям ФГОС о привлечении родителей к совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Простота и доступность использования мнемотехники в логоритмике заслуживают внимания всех специалистов детского сада, работающих с детьми коррекционных групп.
Список литературы:
Словари:
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст]/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. — 1376 c.
- Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
Специальная литература:
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст]/ — СПб.: Детство-Пресс, 2009. — 64 с.
Электронные ресурсы:
- Википедия [Электронный ресурс] / wikipedia.org – (дата обращения: 09.10.2017)
- Госкомстат. О работе дошкольных учреждений. 2014 / http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/resources/4dcb0b80479fd2ccb491b4ed3bc4492f/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B+2014.htm
- Госкомстат. О работе дошкольных учреждений. 2016 [Электронный ресурс] / http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/resources/8530030040975a678a43eb4d45abe5e4/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B+2016.htm
- Самченко Н. В., Приходько Е. Г. Мнемотехника в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]/ – 2016. – Т. 10. – С. 246–250./ http://e-koncept.ru/2016/56857.htm
Результаты проверки текста на уникальность: https://text.ru/antiplagiat/5e501c4a33594